Гадание на узбекской гуще

По поступающим из различных источников сообщениям, вечером 13 июня, то есть накануне саммита ШОС, открытие которого запланировано на 15 июня в столице Казахстана, в столицу Узбекистана прилетит президент России Дмитрий Медведев. Судя по тому, что визит российского лидера предполагается до встречи глав государств в Астане, в нем в первую очередь заинтересована узбекская сторона. Эту версию косвенно подтверждает недавний телефонный разговор двух президентов, инициатором которого выступил Ислам Каримов.

Суммируя существующие озабоченности Узбекистана, аналитики склонны считать, что официальный Ташкент постарается превентивно проговорить с глазу на глаз наиболее актуальные для него вопросы, не предназначенные для чужих ушей и масштабного тиражирования.

Какие конкретно?

Если говорить о внешнеполитическом фоне, то Узбекистан меньше всего желает остаться с Афганистаном один на один. С учетом того, что с 2014 года США планируют медленно, но верно приступить к поэтапному сокращению здесь военного присутствия, опасения Ташкента представляются весьма обоснованными. Эксперты, в частности, предполагают, что узбекский президент в ходе встречи с российским коллегой постарается прощупать реакцию северного соседа на возможное предоставление США и НАТО некоего аналога военной базы с ограниченным статусом на территории Узбекистана. С учетом недавнего визита в Ташкент заместителя советника президента США по национальной безопасности Дэниса Макдоны и крайнюю закрытость двусторонних переговоров, подобная перспектива не кажется совершенно фантастической.

Если так, то Ташкент постарается убедить Москву в том, что решение о предоставлении территории под военную базу коалиционным вооруженным силам ни в коем случае не нанесет ущерба двусторонним и многосторонним договоренностям, подписанным Узбекистаном в рамках ОДКБ и ШОС.

Далее. Не исключено, Ташкент обеспокоен тем, что с 1 июля нынешнего года – времени начала действия нормативов, предусмотренных форматом Единого таможенного союза, – лишится серьезных преференций в торговле с Россией и Казахстаном. К примеру, может существенно уменьшиться экспорт автомобилей узбекской сборки, выдерживающих конкуренцию в России только потому, что они поступают сюда без пошлин и иных таможенных платежей. Значительно, судя по всему, может возрасти стоимость транзита грузов, идущих в обоих направлениях через территорию России и Казахстана. Удорожание автоматически приведет к повышению и без того высоких цен на товары на внутреннем потребительском рынке Узбекистана и сокращению валютных поступлений в государственный бюджет республики.

Перспектива совершенно нежелательная, а раз так, то вполне логичным представляется стремление Ташкента, несмотря ни на что, хоть на определенный период сохранить имеющиеся преференции во взаимной торговле. Проговорить такую возможность с президентом России, заручившись поддержкой и пониманием, конечно же, лучше накануне общей встречи на высшем уровне.

И третий момент. Эксперты не исключают, что Ислам Каримов, как это нередко бывает, готовит к саммиту глав государств ШОС в Астане некий неоднозначный сюрприз, о сути которого все-таки намерен поставить в известность Дмитрия Медведева до того, как  озвучит его публично.

Что за сюрприз, если он действительно запланирован, пока остается только гадать.

Свежие публикации

Публикации по теме

Сейчас читают
Популярное